Рецензии
ГлавнаяРецензии, КаталогНазарчук А.В. - Теория коммуникации в современной философии
Елена Сергеева

Назарчук А.В. - Теория коммуникации в современной философии

М.: Прогресс-традиция, 2009. – 320 с.

 

Назарчук А.В. - Теория коммуникации в современной философии     В 2009 году вышла в свет книга «Теория коммуникации в современной философии». В этом же году в немецком издательстве Alber Verlag (Германия) издана еще одна работа — «Ethik der globalen Gesellschaft: Eine Analyse im Lichte der sozialethischen Konzeption von Karl-Otto Apel». Автором обоих изданий является доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Викторович Назарчук. В сфере научного интереса автора, наряду с проблемами коммуникации и глобализации, находится также философия Ю. Хабермаса, К.-О. Апеля, Н. Лумана.

     Книга «Теория коммуникации в современной философии» написана в формате учебного пособия (оно рекомендовано УМС по философии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов философов). Издание представляет собой краткий экскурс в основные подходы к пониманию проблемы коммуникации в современной философии.

     Сама по себе идея создания учебника по теории коммуникации не нова. Курсы по теории коммуникации читаются во многих вузах России, а среди учебных пособий стоит назвать хотя бы работы Г.Г. Почепцова (1), М.А. Василика (2), И. Яковлева (3) и др.

     Однако данное издание, в отличие от перечисленных, представляет скорее описание конкретных подходов к проблеме коммуникации, чем обзор всего многообразия тем, связанных с теорией коммуникации.

     Как отмечает во введении А.В. Назарчук, есть не так много авторов, которые «создали теорию коммуникации и показали, каким образом новые технологии в коммуникации преображают общество в целом» (с. 5).

     Книга построена как курс из 14 лекций. Первая лекция вводит в круг проблем, связанных с разработкой понятия коммуникации в современной социальной теории. По две лекции отведено на изложение теорий К.-О. Апеля, Ю. Хабермаса и Н. Лумана. В следующих шести лекциях анализируются теории коммуникации М. Мак-Люэна и М. Кастельса, а также интерпретация коммуникации, предпринятая в философии языка (Э. Кассирер, Л. Витгенштейн), структурализме (Р. Якобсон, Ю. Лотман), современной французской философии (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье), философии диалога (Платон, М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин), социологии (Э. Гидденс, И. Гофман и Р. Берт).

     Отечественные обзорные работы по философии, социологии, религиоведению и многим другим наукам нередко грешат полным незнанием текстов первоисточников (особенно когда речь идет не об английском языке). Отсюда и кочующие из учебника в учебник ошибки и примеры. Очень часто работы, которые еще не переведены на английский, а уж тем более на русский язык, остаются для авторов terra incognita.

     Безусловным достоинством книги А.В. Назарчука являются ссылки на немецкоязычные, в том числе непереведенные источники. Самые крупные разделы книги «Теория коммуникации в современной философии» посвящены как раз обзору подходов к теории коммуникации, разработанных такими немецкими мыслителями, как К.-О. Апель, Ю. Хабермас, Н. Луман. По насыщенности используемого материала и проработанности отдельных тем эти разделы являются, пожалуй, самыми яркими во всей книге.

     Заключительная четырнадцатая лекция оставляет читателя наедине с феноменом коммуникации. По мысли А.В. Назарчука, именнофилософию коммуникации можно рассматривать как отправную точку формирования нового понимания общества. Последний раздел, посвященный футурологическим 

А.В. Назарчук и Ю. Хабермас

проекциям коммуникации, завершается изложением идей Э. Тоффлера. Такой выбор не случаен. По мысли Э. Тоффлера, а вслед за ним, вероятно, и автора книги, «демократия является не просто требованием политического порядка — она становится формой политической коммуникации в современном обществе в той же мере, в какой такой формой коммуникации является рынок в экономике, система массмедиа в культуре» (с. 313).

     Проблеме языка и коммуникации отведена в работе сравнительно небольшая часть и её освещение выглядит довольно конспективно. На всю философию языка, структурализм и семиологию отведено всего несколько десятков страниц. Но мы надеемся, что этим темам будут посвящены будущие исследования автора, взявшего на себя столь благородную просветительскую задачу.

     Издание, безусловно, заслуживает пристального внимания философов, политологов, социологов, журналистов и специалистов в области public relations.