Издательство Praxis
ГлавнаяИздательство PraxisВведение в социологию

Введение в социологию

Введение в социологиюИздательство «Праксис» совместно с Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) в рамках серии важнейших работ современных европейских социологов «Образ общества» готовит к выходу в свет книгу знаменитого немецкого философа и социолога Теодора Визенгрунда Адорно «Введение в социологию». Книга представляет из себя цикл академических лекций, которые Адорно прочел в 1968 г., за год до смерти. Книга будет доступна для приобретения в конце марта.

«Когда Адорно дал в 1962 г. согласие на публикацию доклада, прочитанного в свободной форме, он все-таки предварил его замечанием о том, что он «осознает, что по типу своей действенности произнесенное и написанное слово расходятся между собой гораздо больше, нежели сегодня, пожалуй, повсеместно считается. Если бы он говорил так, как ему приходится писать, с целью убедительного изложения предмета, его не поняли бы; однако же, ничто из того, что он говорит, не может соответствовать тому, что он должен требовать от текста. […] В том, что повсеместно существует тенденция записывать на пленку и потом распространять свободную речь, как это называют, сам он усматривает симптом того способа поведения управляемого мира, который фиксирует даже эфемерное слово, черпающее истину в собственной бренности, чтобы заставить докладчика присягнуть на нем. Магнитофонная запись — нечто вроде отпечатков пальцев живого духа». Эти слова тем более верны применительно к данной публикации последних академических лекций, которые Адорно прочел в 1968 г.,за год до его кончины. В то же время это единственные из его лекций, сама магнитофонная запись которых сохранилась. Поэтому настоящее издание делает еще один шаг по сравнению с самим Адорно, когда тот иногда печатал импровизированные доклады лишь в слегка откорректированном виде; оно пытается — по мере возможности — посредством словесно-дипломатического воспроизведения сообщить то, что иначе было бы безвозвратно утраченным: живое впечатление от курса лекций Адорно, сколь бы недостаточным оно ни представало в печатном виде. Читатель не должен ни на миг забывать, что он читает не текст Адорно, но протокол речи, которая «черпает истину в собственной бренности»».

Из предисловия немецкого издателя

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ 1

Профессиональные перспективы и профессиональные пожелания социологов — Социология как обучение ради образования и как общественно-полезная работа — Трудности разумного планирования занятий — Школьность университета и свобода науки — Пробелы и скачки в обучении — Отсутствие непрерывности в познании — Введение от противного — Агломерат — Неоднородность социологии у Конта: естественнонаучный и философский идеал

ЛЕКЦИЯ 2

Антагонизм в социологии — Отношение социологии к политике — Отрицание истины, спор о методах и технократия — Утвердительный характер социологии у Конта: статика и динамика; учение о производительных силах у Маркса — Парето: циркуляция элит и круговорот истории — Социология как проникновение в сущность общества; против дефиниций — «Дурная бесконечность» предметной области социологии; интерес к сущностному и «остатки мира явлений» — К практике

ЛЕКЦИЯ 3

Продолжение вопроса о сущностном — Отношение позитивизма к понятию сущности; ориентация позитивистской социологии на исследовательские методы и заказы; research техники — К отношению между явлением и сущностью — Объективные законы движения общества; к понятию класса и классового сознания — Классовое сознание и интеграция; отношение к эмпирии — К понятию сущности — Проблема прагматизма: к отношению теории и практики — Понятие общества

ЛЕКЦИЯ 4

Диалектическая социология и эмпатическая практика; отношение к реформе — Общество не поддается определению — Типы обществ и диалектическое понятие общества — Полемика Альберта с абстрактным понятием общества —Объективная причина абстракции: отношения обмена; «общество» как функциональное понятие; критика позитивистского смыслового критерия данности

ЛЕКЦИЯ 5

Объявление о докладе Фредерика Вайетта о протестах американских студентов — Продолжение анализа понятия общества; Дюркгеймово «непрозрачное» — Критика Дюркгеймова гипостазирования общества как «данности второго порядка» — Диалектическое понятие общества — К диалектическому опосредованию индивида и общества — Динамический принцип экспансии в капитализме — Спенсерово определение динамики как прогрессирующей интеграции — Интеграция и приспособление — Историческая диалектика интеграции и дифференциации — Возврат к метафизике? Против органицистских и целостных представлений об обществе — Отчуждение

ЛЕКЦИЯ 6

Антагонизм интересов и растущая иррациональность общества; интеграция и дезинтеграция в фашизме — Общество, метафизическое понятие? К полемике Шойха — Возврат к докритическому мышлению? — Опосредованность между фактом и понятием; берлинская ситуация после покушения на Дучке; прогноз — К выбору примеров в лекции — Травля берлинских студентов в прессе — Мнимость конкретного — Пример с политическим образованием — К парадоксальности общественного опыта; эмпиризм и ограниченный опыт — Идея нерегламентированного опыта

ЛЕКЦИЯ 7

Проблемы введения в социологию: общая и специальная социология; историческое развитие социологии; социология и философия — Сен-Симон и Конт — Так называемые «социологии через дефис»; опасность конкретизма — Экскурс о университетской реформе: автономия науки или «учебная фабрика» — Теоретическая социология не есть нечто абстрактно обобщенное — Значение идей компаративизма; этнология и антропология; «конкретная тотальность»

ЛЕКЦИЯ 8

Социология – не сумма единичных выводов; к понятию науки — Формализация как панацея? — Проблема специализации — Историческое развитие тенденции к формализации (Зиммель) – Слабость формальной социологии: модель «социологии конфликта» — К так называемой ценностной нейтральности — К отношению между методом и предметом

ЛЕКЦИЯ 9

Критика разделения метода и предмета — Субъект и объект социологии друг в друге — Плодотворность социологического материала: исследования дармштадтской общины — Метод следует развивать из предмета; обособление метода; скалярный метод — Апория количественного и качественного познания — Попытки решения: «клиническое интервью»; «область единственного числа» и «область множественного числа» — Фетишизация метода и утрата «трансцендентальных мест» — Разногласия относительно метода: Дюркгейм и Макс Вебер; к проблеме свободы от ценностей — Спор о методе в истории догм — Протаскивание понятия — Сужение посредством методологии

ЛЕКЦИЯ 10

Продолжение дискуссии о методе: спор о методе есть спор по сути предмета — К отношению метода и предмета у Дюркгейма и Макса Вебера; непонятное в «шозизме» — Выдвинутое Максом Вебером требование понятности — Необходимость диалектической теории общества — Выбор метода не случаен — Конфигурация — Критика идеологии — Стимул и реакция на него — «Контент-анализ» Лассуэлла — Количественный и качественный моменты — Анализ духовных продуктов

ЛЕКЦИЯ 11

Проблемы количественного анализа; фальсифицируемость гипотез (Поппер); овеществление — Многозначность “items” — Cui bono — Идеи целого — К общественному содержанию духовной структуры; двойственный характер — Значение истории догм в социологии; речь об устаревании — Примеры из истории догм: Конт, Спенсер, Тард — Пережившее

ЛЕКЦИЯ 12

Отграничение социологии от других дисциплин; необходимость разделения труда — Специфически социологические методы — Техники эмпирических социальных исследований — Критика требования о том, что «социология не должна быть ничем, кроме социологии»: социология — не «предмет» — Трудность отграничения предметной области социологии — Определение социологии у Макса Вебера; понятие «социального действия» — Истолкование социального действия: социальный «смысл»

ЛЕКЦИЯ 13

Рефлексия над разделением труда посредством учета целого — Опасность обособления социологической рефлексии — Всякая предметная область выходит за пределы самой себя; конкретное единство общества — Общественные моменты и связи в пределах отдельных предметных областей: модель психоанализа — Понятие «жизненной необходимости»; область «архаических образов» — Замечание к теории Юнга о коллективном бессознательном — Фрейдовский диалектический анализ индивида; «Я» и «Оно» — «Сверх-Я» — К диалектике особенного и общего у Фрейда — Индивид и общество; к Дюркгеймовой теории самоубийства

ЛЕКЦИЯ 14

К кончине Фрица Бауэра — Объявление о докладе Эрнесто Грасси о Вико — «Чистая» социология вырождается в прикладную статистику — Идеальный тип и исторический материал у Макса Вебера — Против обособления понятий — Макс Вебер в том виде, как его «не найдешь у Бедекера»; социология господства у Макса Вебера — К «свободной от истории» конструкции идеальных типов: модель харизматического господства — Сомнительный идеал «чистоты» науки; страхи контакта с другими дисциплинами — Фетишизм «научности» и донаучный опыт; ограниченный опыт чистой науки

ЛЕКЦИЯ 15

Предварительное замечание о дальнейшем ходе лекционного курса — Фетишизация науки; мотив притязания социологии на господство; платоновская концепция философов-царей; представление Мангейма о «свободно парящих интеллектуалах» — Интенция и общественное содержание в истории догм; Конт и Спенсер — Сегодняшнее притязание социологии на господство: контроль над социальными ситуациями; исследование Майо — Иррациональное в мнимой рациональности буржуазного общества — Культ малой иррациональной группы; “cow-sociology” — Социология как инстанция социального контроля; к технократизации социологического идеала — Задача критики

ЛЕКЦИЯ 16

Субъект и объект в социологии — “Administrative research” и идеал тотального администрирования — Отделение социологии от социальной философии? — Идеологическая функция абстрактного научного разделения труда — К разделению социологии и национальной экономии; оправданность требования о необходимости политической экономии — Абстрагирование от собственного raison d'être — Саморефлексия науки; понятие политической экономии у Маркса — Утверждение — Отношение к истории

ЛЕКЦИЯ 17

Конститутивное значение истории; история, кристаллизующаяся в феноменах; к измерению истолкования — Публичность и история — Абсолютизация факта и точечное настоящее — Совпадение моментального и вещественного: слепота антиисторической социологии — Историческая обусловленность познания: Марксовы «Тезисы о Фейербахе» — Другие примеры: Дюркгейм и Макс Вебер; опасность истории духа; сопротивление марксистской философии по отношению к психологии; к роли субъективного фактора; культуриндустрия — Слово по одному академическому поводу

Перевод с немецкого Б.М. Скуратова.